Белорусский художник Александр Кищенко всегда стремился к масштабности. Вершиной его творчества стал «Гобелен века» — самый большой гобелен в мире. Работники Борисовского комбината вспоминают: когда ткали это полотно, металлические конструкции ткацкого станка гнулись от тяжести. Уже позже художник скажет об этой работе: «Это моя лебединая песня…»
Самое большое среди малого
Мысль создать «Гобелен века» возникла у Александра Кищенко в 1991 году в Нью-Йорке во время презентации его другой знаменитой работы — гобелена «Чернобыль», подаренного ООН. Прямо в самолёте делал первые наброски. Главной идеей «Гобелена века» стало воплощение борьбы добра со злом, противоборство Христа и Антихриста. Отражает Кищенко это конкретными образами: от Папы Римского до Иосифа Сталина, от Эрнеста Хэмингуэя до Фиделя Кастро. Всего около 80 портретов, представляющих субъективный взгляд автора на историю 20 века.
Размеры гобелена работы Кищенко поражают: 19 на 14 метров – это фактически высота шестиэтажного дома. Весит полотно 300 кг. В 1999 году «Гобелен века» был внесён в Книгу рекордов Гиннесса в номинации «Самое большое среди малого». «Это должно быть прикреплено к звёздам. «Гобелен века» я создавал для Земли и ему висеть в небе над планетой, » — говорил Александр Кищенко о своём творении. Слова автора оказались пророческими. Похоже, что его последнему произведению место отведено разве что в космических глубинах, но никак уж не на земле.
Никто не забыт и ничто не забыто?
После смерти Александра Михайловича в 1997 году его масштабное произведение выставлялось всего 6 раз. Всё остальное время хранилось свёрнутым в рулон в маленькой мастерской художника, рискуя быть съеденным молью. А уж о соблюдении необходимого режима температуры и влажности даже говорить нечего… Нина Кухаренко, вдова Александра Кищенко, обила все пороги Министерства культуры и Мингорисполкома. Только вот в течение 15 лет ответ не меняется: да, гобелен уникален, действительно достояние, но пока нет возможности его экспонировать.
Увы, в Беларуси для «Гобелена века» подходящего зала нет. Даже выставочный центр БелЭкспо с трудом вмещает это полотно. А вот зарубежные коллекционеры готовы отыскать для произведения искусства достойное место прописки, оценивая его примерно в 1 млн. долларов. Но продать невостребованный на родине гобелен за границу вдова Александра Кищенко не хочет. Да и не может, из-за присвоенного ему статуса историко-культурной ценности.
Надежда умирает последней
Сейчас «Гобелен века» вернулся, так сказать, к своим истокам – на Борисовский комбинат прикладного искусства, где и был выткан вручную с 1991 по 1995 год. Нина Кухаренко, горько вздыхая, поясняет: там хотя бы есть возможность развернуть его, просушить и сделать необходимую профилактику. Пусть и вдали от зрительских взглядов. А ведь когда-то искусствоведы в один голос заявляли, что именно это произведение ознаменовало конец советской эпохи белорусского искусства, а самого Александра Михайловича часто называли белорусским Пабло Пикассо. С этими словами согласна и Наталья Шарангович, директор музея современного изобразительно искусства:
— Он привнёс совершенно новое видение гобелена, когда художник может позволить себе манипулировать формами, геометрией этих форм и цветовыми пятнами. Я бы сказала, что Кищенко в белорусском искусстве совершил такую же революцию, как когда-то совершил её в живописном авангардном искусстве Казимир Малевич.
В Министерстве культуры в очередной раз обнадежили: вопрос находится в стадии рассмотрения, в ближайшее время его постараются решить. А ведь уже не за горами чемпионат мира по хоккею. Грядёт большой приток иностранных гостей. Так почему бы «Гобелену века» не стать той самой белорусской фишкой, о которой туристы смогут рассказывать у себя на родине? Благо, есть что рассказать.
Качественный контент! Но текст написан не в веб-формате. Много букв. Скучновато. Не хватает скандальности.